Я прилетел в Лондон за несколько дней до трагических событий. Накануне терактов британская столица, казалось, была самым счастливым городом в мире. МОК принял решение в пользу Великобритании, которая в качестве хозяйки Олимпиады-2012 действительно выглядит намного привлекательнее своих европейских соседей, погрязших в тяготах объединительного процесса. Я видел неподдельное ликование лондонцев, которое на следующий день, увы, сменилось неподдельным горем.
В день трагедии мы с женой собирались на полдня выехать за город. Минут за 40 до теракта мы проехали на поезде мимо одной из станций, где произошел взрыв. Обратно мы добирались уже на машине: движение по этой ветке полностью прекратилось, все было эвакуировано, закрыто. Но, что впечатляет, жизнь довольно быстро вернулась в нормальное русло, хотя полиция и принимала дополнительные меры безопасности. На следующий день, во всяком случае, в Хитроу, откуда мы улетали, ни какой паники и ужесточения мер безопасности не было. Ведь полиция работает там не по праздничным дням, а регулярно.
Но все равно теракты вызвали психологический шок. И не только в Англии, но и во всем мире. Стало очевидно, что война никуда не делась, она поджидает нас за каждым углом, на каждой станции метро. При этом война стала реальностью даже в таких странах, где система безопасности работала до сих пор очень эффективно.
Серия лондонских терактов - это катастрофический провал не столько английской полиции, сколько всех разведок цивилизованного мира, которые борются против терроризма. Война с террором уже давно превратилась в мираж. И проблема не только в том, что у их врага нет ни имени, ни адреса. Все неудачи вытекают из слабости самого антитеррористического союза, собранного президентом Бушем. Американцы не в состоянии признать, что большинство стран этого непрочного конгломерата использует борьбу с невидимым врагом для решения внутренних политических задач. И я в данном случае говорю не только и не столько о Мушшарафе или лидерах арабских стран. Прежде всего, я имею в виду российского президента.
Показательно то, что на следующий день после лондонского теракта Путин провел пресс-конференцию на саммите в Шотландии в очень приподнятом настроении. Перемежая свою речь шутками, глава российского государства не забыл напомнить Тони Блэру о двойном стандарте и чеченских террористах, которых британские СМИ опрометчиво посмели назвать повстанцами.
А ведь именно политика Путина, причем сознательная политика, привела к созданию на юге России рассадника терроризма. Этот дамоклов меч, повешенный над головами российских граждан их собственным президентом, Путин использует как главный козырь в борьбе за пожизненное кресло в Кремле. Более того, Москва подбрасывает угольки в террористические очаги не только на собственной территории, но и в другие регионы. Прежде всего я имею в виду продажу ядерных технологий в Иран, где к власти пришел ярый консерватор, готовый нацелить всю страну на новую конфронтацию с Западом.
Гораздо активнее, чем с террористами, российские власти борются с внутренней оппозицией. Яркий пример – начало расследования служебных злоупотреблений бывшего премьер-министра Михаила Касьянова по запросу депутата Хинштейна. Мне кажется, шаг вполне ожидаемый. Кремлевской администрации, которая, без сомнения, и водила рукой Хинштейна, в очередной раз использовала давно отработанный механизм по борьбе с оппозицией, призвав на помощь Генпрокуратуру. Хотя Касьянов всегда высказывался крайне осторожно и в большинстве случаев в сослагательном наклонении, даже такая критика путинской России кажется Кремлю неприемлемой и требующей немедленной расправы. Однако бесконечно долго этот процесс нагнетания страха и экономический террор продолжаться не может: новые атаки на оппозицию и бизнес-элиту в итоге могут подорвать лояльность чиновничества, о котором и зиждется сама основа могущества путинского режима.
Еще одна тема недели - "письмо пятидесяти". Уже само юбилейное число подписавшихся подсказывает, что это не собственная инициатива деятелей культуры и спорта, а отработка чиновничьего заказа. Сказано 50 и должно быть 50, а не 49 или 51. Эти люди не просто делают подлость, добивая лежачего и оправдывая беззаконие. Они еще и сами оправдываются и пытаются сохранить лицо в обществе приличных людей.
И очень важно теперь всем нам выработать личную этическую позицию по отношению к этим людям, готовым обслуживать Кремль в его самых низменных и похотливых стремлениях и чаще всего отнюдь не бескорыстно. Не подавать этим людям руку нам не может помешать ни прокуратура, ни ФСБ. Сформулировав личное отношение к этой подлой истории, каждый из нас положит свой камень в фундамент гражданского общества.