Говорят, надо быть скотиной, чтобы не испытывать сочувствия, когда умирает человек. Любой человек. Даже враг. Но только диктатор – не человек. Я категорически настаиваю на принципиальной неполноценности по признаку принадлежности к социальной группе "диктаторы". Надеюсь, за бойню в Андижане ему пришлось перед смертью помучиться. А вот обстоятельства его смерти живо напомнили мне историю смерти другого тирана. Но не Сталина, о котором многие уже написали. У Сталина тоже был свой прототип. У истории, как выясняется, достаточно бедная фантазия. Некоторые сюжеты она повторяет до мелочей. Так, механизм раскручивания сталинского "Большого террора" в деталях воспроизводил механизм раскручивания террора опричного. А вот история смерти одной из самых омерзительных фигур китайской истории – основателя первой китайской империи, уложившего сотни тысяч людей в фундамент ее "великих строек":
В 211 г. до н. э. на территорию одной из областей упал метеорит "Падающая звезда". Кто-то из местных жителей вырезал на нём надпись: "Шихуанди умрёт, и земли империи разделят". Узнав об этом, император послал судебных чиновников произвести дознание, но автора так и не нашли. Тогда арестовали и предали казни всех живших вблизи от места, где произошло это событие.
Метеорит произвел огромное впечатление на императора. В начале 210 г. до н. э. Цинь Шихуанди отправился в путешествие по стране (то ли инспекционная поездка, то ли паломничество с целью умилостивить высшие силы или найти способ обретения бессмертия). Он путешествовал практически инкогнито в сопровождении немногочисленной вооружённой свиты. Проехал к дельте Янцзы, повернул па север и добрался до Шаньдуна, где внезапно почувствовал недомогание. Но так как император не выносил разговоров о болезнях и смерти, никто из окружавших не осмеливался оказать ему помощь (или у Них имелись иные причины для такого поведения?). Цинь Шихуанди скончался, успев оставить завещание в пользу старшего сына Фу Су.
Все известные сведения о Фу Су свидетельствуют о том, что он был талантливым и смелым человеком. Принц понимал, что происходит в стране и не боялся откровенно говорить обо всём отцу. Но незадолго до отъезда из столицы Цинь Шихуанди отправил сына в качестве наказания за своеволие на север наблюдать за строительством Великой Китайской стены. Лица же, сопровождавшие императора в его поездке, и столичные сановники были вовсе не заинтересованы в приходе Фу Су к власти. Им гораздо желаннее был второй сын императора — Ху Хай, воспитанный евнухами, привыкший к подчинению и вполне подходивший на роль марионетки. Требовалось выиграть время для совершения дворцового переворота, поэтому смерть императора скрывали. Гроб с его телом поставили в закрытый возок, в котором он ехал раньше, и путешествие продолжилось. Во время остановок евнухи как бы подавали императору пищу; чиновники докладывали о делах и выносили от имени государя решения. Так продолжалось почти три месяца. Когда в разгар летней жары от возка пошел трупный запах, чтобы его перебить, гроб завалили соленой рыбой.
За это время изготовили и отправили Фу Су подложное письмо, в котором император приказывал ему покончить с собой. И тот исполнил повеление отца. На трон вступил Xу Хай (210—207 гг. до н. э.), принявший титул Эр Шихуанди.
! Орфография и стилистика автора сохранены