После полномасштабного вторжения в Украину Россия стала мировым лидером по количеству введенных против нее санкций, обогнав на этом поприще даже Иран. Тем не менее, кремлевская пропаганда упрямо твердит, что единственной стороной, пострадавших от введенных ограничений, является сам Запад. Однако даже пропагандистам все труднее скрывать, как санкции сказываются на ключевых отраслях российской экономики, пишет Center for European Policy Analysis.
12 мая на правительственном совещании по экономическим вопросам президент России Владимир Путин заявил, что санкции против России приведут к сложнейшим и труднообратимым последствиям для граждан Евросоюза и беднейших стран мира. Одним из последствий ограничений он назвал "резкий рост инфляции в Европе", тогда как в отношении России заверил, что та "уверенно справляется с санкциями". Путину вторил министр экономики Максим Решетников, заявивший, что российская экономика "демонстрирует устойчивость".
Некоторые западные эксперты действительно признают, что издержки и сбои, вызванные санкциями, коснутся как самих США и ЕС, так и распространятся по всему миру. Российская пропаганда с удовольствием цитировала подобные статьи, однако долгое время игнорировала какие-либо последствия введенных ограничений для России.
Первой "ласточкой", пробившей стену молчания среди чиновников, стало сенсационное признание главы комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Андрея Клишаса о том, что "программа импортозамещения полностью провалена", и единственное, чем могут похвастаться отраслевые ведомства – это "бравурными отчетами". С ним солидарна экономист, профессор Московского государственного университета Наталья Зубаревич. По ее словам, все заместить на данный момент в принципе невозможно.
"Если автопром закрылся довольно быстро и почти сразу, все остальные проблемы дефицита комплектующих будут возникать шаг за шагом. Это второй квартал этого года. А в третьем это проявится по полной программе", – отметила Зубаревич, напомнив, что "российская экономика очень плотно включена в глобальный мир".
Такое же мнение приводится в докладе Высшей школы экономики "Новые контуры промышленной политики". В частности, там отмечается, что ключевые отрасли российской промышленности критически зависят от импорта из ЕС и США. Авторы указывают, что на поиск альтернативы уйдут годы, и она возможна далеко не везде. Для примера, доля импортных комплектующих в обрабатывающей промышленности достигает 46%, а в некоторых отраслях превышает половину.
Не лучше ситуация обстоит с производством медикаментов. Доля импортных лекарств в России в 2021 году составила 67%. При этом, как отмечают СМИ, для производства так называемых российских препаратов используются в основном импортные субстанции, технологии и оборудование. По словам Натальи Зубаревич, 80–85% сырья, из которого делают российские лекарства – это импорт.
Примерно также обстоят дела и в других сферах. Доля импорта на рынке автозапчастей составляет 95%, игр и игрушек – 92%, обуви – 87%, телекоммуникационного оборудования – 86%, одежды – 82%, парфюмерии, косметики, моющих средств – 57%, и так далее. В апреле спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко призналась, что для нее стало открытием, что Россия не производит даже собственных гвоздей, а импортирует их.
Прокремлевские Телеграм-каналы также начали периодически публиковать мнения экспертов, довольно честно показывающих ситуацию в российской экономике. Так, глава аналитического центра "Политген" Ярослав Игнатовский признал, что фактически импортозамещения в последние 8 лет не проводилось, и реальный сектор российской экономики серьезно зависит от западной продукции, включая оборудование для нефтегазового сектора. В технологических отраслях (производство микрочипов и программного оборудования) эксперты фиксируют отставание от Запада на 10–15 лет.
Даже представители одного из ведущих аналитических центров России, Дискуссионного клуба "Валдай" в своей последней статье осторожно отмечают, что Москве не стоит отказываться от всех западных практик в экономике, а некритичное копирование советской модели "может лишь усилить те сложности, с которыми Россия сталкивается в настоящее время". К слову, в сравнении с другими публикациями российских "аналитиков", данная статья отличается непривычной для подобных структур откровенностью. В частности, ее автор признает, что "Москва… явно проигрывала Европейскому союзу и другим западным игрокам в самой модели экономической интеграции", и, не смирившись со своим поражением, "перевернула шахматную доску" и устроила "драку", разрушив все существовавшие ранее правила игры.
Сейчас, по прошествии почти четырех месяцев войны, российские экономисты начали подводить некоторые итоги действия санкций для российской экономики. По их словам, в сфере машиностроения осталось 15% от того, что Россия производила в апреле 2021 года. Добыча нефти и природного газа также сокращается, а нефтеперерабатывающие заводы испытывают серьезные трудности, потому что все емкости хранения забиты мазутом. В свою очередь, вывоз мазута на Европу минимизирован, а через 8 месяцев будет окончательно запрещен. Экономисты отмечают, что компании "Сибур" и "Газпром" также используют импортное оборудование, импорт которого сейчас находится под санкциями.
"Непонятно, как будут достраивать новый проект, связанный с производством сжиженного природного газа "Арктика СПГ2". Запрет на вывоз в черной металлургии в Европу и в США приводит к тому, что в июне Северсталь и Магнитка уже заявили о сокращении производства металла на 20–40%... Скорее всего, сокращение будет в районе 50%", – отмечает Наталья Зубаревич.
В июне деловая газета "Взгляд" также признала, что российский авторынок ждут масштабные потрясения, а "такого обвала продаж новых автомобилей в России не было никогда, даже в кризисном 1998 году".
"Дилерские центры распродают то, что осталось на складах. Ремонт и сервисное обслуживание тоже рухнуло. Выжить смогут не все – треть автодилеров, как прогнозируется, такой встряски не переживет... Продажи новых легковых автомобилей в этом году упадут более чем в два раза", – прогнозирует автор.
Другие эксперты также фиксируют проблемы гарантийного обслуживания в транспортной отрасли. "По оценкам автопроизводителей и дилеров автотехники, запасов запасных частей и агрегатов хватит на 2–4 месяца, дальнейшие перспективы никто официально не комментирует", – предупреждают они.
При этом все эксперты, независимо от их политических взглядов, сходятся в том, что перечисленные трудности будут в первую очередь влиять на благосостояние обычных россиян. Однако именно это, равно как жизнь и безопасность собственного народа, менее всего волнует российские власти.
! Орфография и стилистика автора сохранены